Татьяна (kviltlibreto) wrote,
Татьяна
kviltlibreto

Categories:

Недополиглотное. Глава 2 Немецкий. История долгой-долгой недружбы.

Немецкий я учила в школе, с пятого по одиннадцатый классы, и в аттестате у меня по нему пятерка. При этом знаю я его на уровне паруы-тройки десятков слов и грамматики на уровне артиклей и ich bin, du bist. А еще много лет я была уверена, что терпеть его не могу.
Тут будет много про школы, в которых я училась.

Летом после того, как я закончила первый класс, родители решили уехать из Литвы в Россию. И почему-то их, абсолютно городских жителей, вдруг потянуло в деревню. Выбор остановился на маленькой деревушке в Ивановской области с колоритным названием Брюхово. Бабушка возмущалась, что стыдно же даже знакомым-родственникам сказать, куда мы жить едем. Устраивающимся на работу в колхоз, особенно дояркам, давали шикарное жилье. Дома на две семьи, огромная трехкомнатная квартира со всеми удобствами, пристроенный сарай для скота, большой участок земли. До ближайшего подобия цивилизации - три км пешком, потом ловить рейсовые междугородние автобусы на трассе. Сама же деревня унылая до невозможности. В соседней деревне - средняя школа, один класс в параллели, человек 15 - 20 в классе (это тогда, сейчас сильно меньше). Школа была, как я сейчас, разглядывая ее издалека, понимаю, очень и очень неплохой. Мне там было не очень, но это уже другая история. Естественно, никакого выбора иностранного языка там не предполагалось, с пятого класса все учили немецкий. Преподавала его наша классная руководительница (она себя любила называть классной мамой). Но об отношениях с ней чуть позже. В общем, пятый класс, я еще тогда учиться любила, до первого сентября дни считала, а тут еще новые учителя и куча новых предметов, о которых в книжках уже читала. Энтузиазма был вагон и маленькая тележка ) И вот тут меня ждало первое разочарование. Классу раздали новенькие красивые учебники по немецкому. Пыталась нагуглить, что это был за учебник, не нашла, но судя по тому, что помню, это было одно из переизданий И.Л.Бим, со Шрайбикусом и персонажами-детьми, одного из которых звали Руди. На фоне остальных наших стареньких учебников эти выглядели очень заманчиво и интересно. А мне не досталось. Ну вот у тебя подружка в соседнем доме, будете вместе заниматься. Сложные отношения девиц предподросткового возраста, когда дружбу сменяют очередные интриги, предательства чередуются с примирениями - все это очень мало способствовало спокойной дележке учебника. Он так и остался для меня чем-то недоступным и поэтому очень привлекательным ) Мне в итоге дали старенький, но это уже было не то. Делать домашнюю работу по нему невозможно было - очень многое не совпадало. Но вроде как я его регулярно листала, и что-то сама оттуда пыталась читать. Но в общем и целом, учить немецкий мне очень нравилось.
Летом перед шестым классом на очередном обследовании в тубдиспансере, где я стояла на учете после затяжных болезней, маме предложили отправить меня на годик в Лесную школу. Это была школа-интернат в Иваново, она действительно была расположена так, что казалось, вокруг только лес. Туда направляли детей с ослабленным здоровьем, а еще, как я потом уже поняла, детей из неблагополучных семей, видимо, просто чтобы они пожили в более-менее человеческих условиях, подкормились и хоть как-то учились. Сейчас задумываюсь - а зачем оно мне-то нужно было? Мы и так жили практически в лесу - дыши на здоровье, больше все равно делать нечего ) Семья тогда еще была вполне благополучной, до голодных времен еще несколько лет оставалось. Может быть, только если обещание медицинского наблюдения? Но вот его-то как раз толком, по факту, и не было. Но как-то сразу решилось, что я туда еду. Учили там откровенно слабо. А совместная самоподготовка привела к тому, что списывали мы друг у друга нещадно - я делаю русский, ты математику, потом меняемся тетрадками. В общем, учиться я просто перестала. Начала влюбляться. Это тогда казалось и важнее, и интереснее. Но запаса предыдущих знаний хватало для традиционных пятерок, в том числе и по немецкому. К этой школе я еще вернусь в следующей части, когда буду рассказывать про французский.
Седьмой класс (на его начало я была твердо уверена, что мои любимые предметы это литература и немецкий) получился просто фееричным - я проскакала за год по трем школам, а немалую часть года вообще просидела дома. Во второй половине учебного года мы оказываемся в Уфе, это уже вторая попытка туда переехать (третья и окончательная будет только в 2000 году). И я внезапно оказываюсь в городской школе, да еще в сильном математическом классе. Потому что там учился мой двоюродный брат, под крылышко к которому меня и отправили. Брат был популярен, с ним дружили мальчики, в него влюблялись девочки. Это был первый и единственный раз, когда мне в классе было в целом комфортно. Но оказалось, что учебу я не тяну. Вообще. Тут я узнала, что чувствует человек, которому говорят, что контрольную ты написала хуже всех в классе. Особенно стыдно было как раз таки с немецким. На первом уроке, на котором я появилась, мне начали задавать вопросы - откуда ты, где училась и тп. По-немецки. Я молчала, аки рыба. Наконец, вздохнув, учительница спросила: что у тебя было по немецкому? И тут мне пришлось отвечать: Пять. Вот это ощущение стыда и разоблачения самозванца помню до сих пор. Поняв, что дело совсем плохо, в семье впервые обратили внимание на мою учебу. И стали вытаскивать. Математику. С остальным я как-то справилась сама, а вот немецкий стала прогуливать, а когда не получалось, отсиживать, стараясь привлекать к себе как можно меньше внимания.
Переезд не удался, к восьмому классу мы вернулись в свою деревню, и там я уже заканчивала школу. Выше я писала, что немецкий нам преподавала наша классная. Была она пожилым, одиноким человеком, живущим в школе и для школы. Нас, свой класс, она очень-очень любила. Любила и страшно ревновала к другим учителям. Учить нас немецкому, кажется, ей тогда было уже не очень интересно. По крайнем мере, намного менее интересно, чем учить нас жить. С каждым годом все больше уроков немецкого превращались в импровизированные классные часы. Характерный эпизод: делали мы какую-то самостоятельную работу, и я лично списала все у подруги. У меня пять, у нее подчеркнута одна ошибка и стоит четыре. Н.А, говорю - смотрите, у меня же та же самая ошибка, почему вы мне-то пять поставили? Она исправляет четверку на пятерку. Друг друга мы вообще не поняли. С нашей стороны шло возмущение - это ж несправедливо, и что ж вы нас совсем учить не хотите? С ее - она, возможно, решила, что мы переживаем за оценки, поэтому пусть у всех пятерки, мне не жалко.
А в старших классах мы стали конфликтовать, да и вообще было там очень много плохого. Вплоть до того, что я возненавидела и ее, и все, что с ней связано. Немецкий попал под раздачу первым. Я демонстративно перестала им заниматься вообще. Пятерки, увы, продолжали капать.
В следующий раз я расскажу о том, как я начала заниматься французским, и как в итоге, несколько неожиданно для всех и для себя в первую очередь, поступила на инфак.
А немецкий я еще лет пятнадцать с тех пор была уверена, что терпеть не могу. На инфаке мы, "французы", посматривали на "немцев" снисходительно, отпуская снобистские шуточки. Как вот вообще можно этим дурацким немецким заниматься добровольно? Английский же тогда казался злом, но злом неизбежным. И только лет через десять после универа, я начала понимать, насколько немецкий красивый и интересный язык. Может быть, когда появилась возможность услышать, как он на самом деле звучит, а не в перепевке школьных учителей. Может, когда я в целом стала интересоваться тем, а как вообще устроены и работают языки. А, может, просто воспоминания о старших классах и том, что тогда творилось, перестали наконец-то цеплять.
Tags: а помнишь?, недополиглотное, языки
Subscribe

  • Разговорчики перед сном

    Яшка последние пару дней просит включить перед сном "Времена года" Чайковского (сначала мне пришлось разобраться, что это "Времена года", я в музыке,…

  • Немного фотографий летней жизни

    На неделю позже, чем собирались, но добрались в гости к бабушке. Сосны во дворе маминого дома Собирательство - наимедитативнейшее занятие )…

  • С Днем Победы!

    С праздником! Мира всем! Просто кусочек летнего настроения с утренней прогулки )

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments